
MEMBRANA.RU
Океанские течения образуют крупные водовороты. В этих относительно спокойных местах скапливаются миллиарды тонн мусора, который попадает в океан благодаря людской невнимательности. О самом большом из таких пластиковых островов говорили долгие годы. Недавно же американцы официально задокументировали существование "всемирной мусорной свалки".
Большое тихоокеанское мусорное пятно (Great Pacific Garbage Patch или, как его ещё называют, Pacific Trash Vortex) образовалось в северной части Тихого океана между Гавайями и Калифорнией. Предполагается, что размеры "мусороворота" превышают удвоенную площадь Техаса, второго по величине после Аляски американского штата.
Как международный мусор попадает туда? Для того чтобы понять это, достаточно проследить путь пластиковой чашечки от кофе, которую ненароком сдуло ветром, скажем, с берега Сан-Франциско. Лёгкую посудину подхватывает Калифорнийское течение (California Current), которое несёт её к побережью Центральной Америки.
Примерно в районе Мексики чашка переходит во власть Североэкваториального течения (North Equatorial Current), которое уходит в сторону Азии. У берегов Японии течение Куросио (Kuroshio Current) снова перенаправляет многострадальную чашку-путешественницу на восток. Далее эстафету перенимает Северное Тихоокеанское течение (North Pacific Current), которое и выносит мусор мимо Гавайских островов к гигантскому "мусоровороту".
Путешествие от Северной Америки занимает несколько лет, азиатские отбросы достигают пятна за год. А теперь достаточно увеличить количество чашек (и вообще кусков пластика) до нескольких миллиардов, что попали в воду за последние лет эдак 60 (начиная со Второй мировой войны, когда собственно и появилось массовое производство пластика), и всё сразу становится ясно.
Существование Большого тихоокеанского мусорного пятна было предсказано ещё в 1988 году. Учёные тогда основывались на данных по мусору, который дрейфовал близ побережья Аляски и в Японском море.
В 1997 году "мусороворот" обнаружил океанограф и любитель гоночных лодок Чарльз Мур (Charles Moore). Он как раз возвращался после очередной гонки парусных яхт. "Я не узнал океан. Всюду, куда хватало глаз, простирался мусор, невозможно было протиснуться, чтобы не задеть хоть что-нибудь", — рассказывает Чарльз.
"Русское бедное"
"Но круче всего в это раз «Русское бедное» - выставка привезенная Маратом Гельманом из Перми. Это что-то совершенно новое, словно вдруг открылся какой-то потаенный сундучок Пандоры-Василисы, из которого вдруг поперла древняя но до сих пор живущая и здравствующая на генетическом уровне в каждом из нас нечисть. Мое главное открытие - O&A Флоренские, это просто фантастика. Карта города Перми, где каждый объект представлен каким-то предметом быта назначение и происхождение которого трудно определить, даже река, вызывает у меня восторг сродни тому что я испытывала в Портсмуте где стоят старинные корабли и есть музей со скульптурами украшавшими их носы. Эти скульптуры сделаны грубо и раскрашены часто безвкусно, но какой трепет испытываешь рядом с ними... Или вот как-то на винзаводе выставляли расписные санки, тоже ничего особенного, но что-то притягательное в них... Причем я в целом не в восторге от народных промыслов, история и традиции никогда меня в общем не интересовали. Я не люблю время изучать, я люблю чувствовать его дыхание – как древнего спящего чудовища или пропасть в которую страшно но любопытно глядеть.

И полный восторг – это зоологический музей со скелетами - броненосца из корыта, рыбой-пилой с буквально – пилой вместо носа, рыбой молотом с молотком, электрическим скатом включенным в розетку, и человеком конечно. «Он сделан из крючков, он сделан из колечек...» Мне трудно объяснить почему – но все это – чудесно!

Энвайронментальное искусство
Джон Дальсен: искусство творить из мусора
kulturologia.ru

Творчество австралийца Джона Дальсена (John Dahlsen) достаточно разнообразно. Он создает скульптуры, картины и инсталляции. Неизменным остается лишь материал – мусор, найденный автором на пляжах родного континента!


Увлечение Дальсена подобным искусством началось со случая. Он собирал на отдаленных пляжах прибитую к берегу древесину, намереваясь сделать из нее мебель, когда вдруг обратил внимание на огромное количество мусора, лежащего вокруг. Глаз художника, как известно, видит прекрасное и необычное там, где другие люди проходят мимо, и Джон не стал исключением. Пластиковые обломки всех цветов и форм стали основой его будущих шедевров. «Когда я работаю с этими предметами, - говорит художник, - я поражаюсь тому, как они изменяются под влиянием вод океана, солнца и песка. Моя задача состоит в том, чтобы взять эти объекты, не вступающие в очевидный диалог во время первой встречи, и работать с ними до тех пор, пока они не заговорят и не расскажут свою историю».

Собранный мусор художник приносит в свою студию, где осуществляет его сортировку в зависимости от идеи будущего произведения. К примеру, для серии скульптур «Тотемы» Джону понадобились пластиковые бутылки и вьетнамки. А для серии «Принты» мусор сортировался по цветам.
